Lukoil Racing Team: «Не надо смешивать!»

Lukoil Racing Team: «Не надо смешивать!»

Знай меру

Lukoil Racing Team: «Не надо смешивать!»

Lukoil Racing Team, пожалуй, самая известная и титулованная гоночная команда в нашей стране, успешно выступающая не только в российских чемпионатах, но и в международных гонках. Об автоспорте и некоторых мифах, с ним связанных, мы решили поговорить с пилотом команды, восьмикратным чемпионом России по кольцевым и трековым гонкам, победителем Гонки Звезд журнала «За рулем» Алексеем Дудукало и главным инженером этого гоночного коллектива Игорем Аракеляном.

– Алексей, какой совет ты бы дал тем, кто хочет добиться успеха в гонках?

– Самое главное в автоспорте – уметь думать, постоянно анализировать результаты своих выступлений, удачных и неудачных. Важно научиться понимать настоящие причины того, почему ты ехал быстро или, наоборот, медленно. И не стоит все списывать на машину или на что-то подобное. Отговорки всегда можно найти, но им грош цена.

– Считается, что автогонки – спорт смелых и отважных. Это так?

– Я бы сказал, что гонки в первую очередь – спорт умных и расчетливых. И страшно порой бывает, но если все идет по плану, и ты контролируешь ситуацию и понимаешь, что делаешь, пугаться особо нечего. А представления о смелых и отважных очень живучи. Один раз на Воробьевых горах, когда я выиграл гонку Кубка Honda Civic, ко мне подошел знакомый стритрейсер. Поздравил с победой, сказал, что я молодец, конечно... Но вот другой пилот ехал намного круче меня: и резина у него в поворотах визжала, и отбойник он пару раз задел – вот это смелый парень, несся на самом пределе! И то, что машины у всех одинаковые, а я проехал заметно быстрее смельчака, на моего знакомого не произвело никакого впечатления. Для него главное – отвага и внешний эффект, пусть и без результата. В общем, разными бывают точки зрения на автоспорт.

– Рассказывают, что для снятия нервного напряжения многие гонщики вечером перед стартом могут себе позволить спиртного, и отнюдь не сто грамм?

– Если хочешь добиться результата, спиртное не поможет. Заливать страх водкой бессмысленно, нужно просто научиться хорошо водить автомобиль и контролировать ситуацию. Да, это большой труд – и умственный, и физический; он требует времени, сил и денег. Стаканом все это не заменить. Если же перед гонкой так страшно, что без пол-литра не обойтись, лучше, наверное, поискать причину этого страха. Возможно, человек просто не готов участвовать в гонках, нет у него достаточных навыков, и надо еще поработать над собой вместо применения «допинга». Или уж поискать себе другое занятие. В начале карьеры, когда я еще выступал в кроссе, мы однажды попробовали сравнить результаты, что называется, до и после пива. Как-то на старте гонки у меня сломалась машина. Поломку быстро устранили, но «поезд ушел», и я остался с совершенно исправным автомобилем, но без результата. У одного из знакомых гонщиков спонсором была пивная компания, соответственно, пива у него было хоть залейся. Вот мы и решили после гонки: трасса-то свободна, выпьем по бутылочке и посмотрим, может, с таким допингом удастся показать лучшее время круга. Не помогло! Даже после бутылки пива ты несешься как оглашенный, но время ухудшается. Толку от этой «смелости» никакого, у тебя просто искажается восприятие действительности, ты начинаешь позже тормозить, в результате промахиваешься мимо идеальной траектории и теряешь время. Видя, что результата нет, пытаешься во что бы то ни стало проехать быстрее, отчего делаешь больше ошибок, время становится еще хуже, а риск нарастает, и так по спирали. Хорошо, вовремя хватило ума понять, что все может кончиться как минимум разбитой в хлам машиной, и прекратить этот эксперимент. Вот такой цирк получился всего-то после пол-литра пива.

– А после гонки, особенно в случае победы, празднуете?

– Если гонка в Москве, то просто разъезжаемся по домам. Честно говоря, после соревнований чувствуешь себя настолько уставшим, что уже ничего не хочется. Все-таки это трудная работа, требующая от тебя всех сил. Нервное напряжение снимать мне не нужно – его просто не остается, после финиша я, наверное, самый мирный и расслабленный человек на свете. Еду со скоростью пенсионера, и мысль только одна: добраться до дома. Если же гонки в другом городе, вечером можем собраться в ресторане, посидеть, потому что все равно в одной гостинице живем. Но так, без особенного фанатизма, просто провести время; не по номерам же торчать, уставившись в телевизор.

– Игорь, а как бы ты отнесся к тому, что подготовленной тобой машиной управляет, скажем так, не совсем трезвый пилот?

– Никак бы не отнесся, потому что такое просто невозможно, без всяких «бы»! Мы профессиональная команда, мы этим себе на жизнь зарабатываем, и наша зарплата зависит от того, насколько хороший результат покажем. Какие пьянки на работе? У нас совсем другие задачи. Вот пример: когда в Формуле Renault 2.0 выступали, поехали на тесты в Дижон, Франция. На ужине накануне тестов один из наших пилотов заказал себе бокал вина. Менеджер команды Arden, с которой мы сотрудничали, Александр Требитч, искренне удивился: какой может быть бокал вина, завтра же тесты? Такой вот подход. Дело вовсе не ханжестве, просто для того, чтобы показать максимальный результат, нужна предельная концентрация, ничего не должно мешать. Там речь идет даже не о десятых, а о сотых долях секунды на круге, а их отыскать невероятно сложно.

– Получается, что так-таки на гоночных трассах все отъявленные трезвенники?

– Нет, конечно. В том же Дижоне наблюдал сцену: стоит на пит-лейне старый «Форд Мустанг», весь такой модный, с хромированными карбюраторами, в общем, красавец. За рулем сидит дедушка в старинном гоночном шлеме, летных очках и, пока механики обслуживают машину, с наслаждением курит сигару. И так он себе нравится! Не удивлюсь, если втихую он и коньячок потягивал из такой же винтажной фляжки. Но он заплатил деньги и приехал получить удовольствие, вообразить себя гонщиком сорокалетней давности; и плевать ему на время круга, он ни с кем не соревнуется, просто решил себе устроить один день полной жизни. В принципе, и на гонках такого народу немало, но тут ведь кому что важнее. Для кого-то автоспорт – просто способ проведения досуга: вечером «погудели», назавтра погонялись, потом опять «погудели». Иногда даже и результат какой-то получается, но чтобы регулярно, от гонки к гонке, из года в год побеждать с такими принципами – это вряд ли. В общем, если хотите добиться серьезного результата, стоит вспомнить русскую поговорку: «Делу время, а потехе час». И не надо смешивать!

Возврат к списку


 

 

Еще не получили ДИПЛОМ ЗНАТОКА КОНЬЯКА??? — Срочно в Школу Знатоков Коньяка!!!